Повседневность нравственности

Е.Г. Маркова, 

Практический психолог Донецкого УВК № 91 

 

«Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят» Виктор Гюго.

Человек постоянно развивается, совершенствуется.  Развитие личности  зависит от жизнедеятельности, умственных и характерологических особенностей.

    Социальное взросление – это  сложная, непростая ступенька в длинной лесенке, по которой поднимается школьник.   В каждом возрасте личности присущи новые роли: ребенок,  подросток, старшеклассник, взрослый. Для того, чтобы конструктивно приспосабливаться к той или иной роли, необходимо учиться управлять собой. Часто  можно наблюдается, как подросток  ведет себя как ребенок, используя в общении с окружающими: крик, несдержанность, неразумное упрямство, что приводит к враждебным взаимоотношениям.

  Одна из серьезных проблем школьников является вражда, когда взаимоотношения в классном коллективе не порождают ни уважения, ни дружбы. Нередко вражда возникает на основе несложившихся  дружеских отношений и характеризуется взаимной неприязнью и ненавистью друг другу.

 История человеческих отношений свидетельствует о том, что люди враждовали, друг с другом всегда, что подтверждается  произведениями Шекспира, Французской буржуазной революцией, Октябрьской социалистической революцией в России и т.д.   Все это говорит о том, что существуют серьезные причины для проявления неприязни: индивидуальные и личностные различия,  разность  жизненных ценностей,  интересов и потребностей. Не все  от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. Большинство школьников свои взаимоотношения строят на основе усвоенных правил логики и морали, но есть и другие которые логики просто не понимают,  следовательно, возникает морально-нравственная несовместимость.  И как результат конфликтные мотивы поведения. Например: агрессивность в поведении, как правило, возникает у одиноких школьников испытывающих дефицит умений и навыков в общении.    Такие школьники пытаются подчинить себе окружающих методом унижений, оскорблений,  если же им не удается, они прибегают к дракам, угрозам. Также недолюбливают добрых, скромных, интеллектуально развитых личностей, привлекательная внешность или красивая одежда тоже может стать источников вражды между школьниками. Ненависть это защитная реакция  враждующего школьника, которая мешает ему самому устанавливать добрые отношения с окружающими, именно одиночество вынуждает некоторых из них  принимать спиртные напитки, наркотики, курить,  вызывающе себя вести, причем они сами отказываются  принять, осмыслить причины своего поведения. Установлено, что враждебность во взаимоотношениях с окружающими зависит от того, как личность к себе относится. Многие школьники не могут правильно оценить отношение окружающих к ним, так как их самовосприятие не соответствует тому, как их же самих в действительности воспринимают окружающие. Эти школьники чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности, поэтому любым путем пытаются унизить, отомстить обидчику. Возникшая таким образом вражда всякий раз вызывает у одного из общающихся скрытую или открытую неприязнь,  порождая желание  доставить  неприятности.

Чтобы избежать, враждебного отношения в классном коллективе необходимо учиться повседневной нравственности. Быть красивым везде: дома, на улице, в музеи, театре, кино, школе, в дороге, на дискотеке.  Найти нужную форму внешнего проявления помогут знания основных правил внутренней культуры. Для этого необходимо проанализировать и ответить на следующие вопросы: Можете ли вы назвать себя истинно культурной личностью?   Вы уважительно относитесь  к  окружающим? Что делаете вы, чтобы быть личностью с повседневными нравственными устоями? 

  Всегда  терпеливо,  детально разбирайтесь  в причинах  отрицательных поступках своих и окружающих вас людей, это поможет  вам в развитии самоконтроля, самоанализа, самовоспитания. А главное помните — нравственными люди становятся не от рождения, а от повседневных упражнений, работы над собой.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: